Так попросишь не сниться - а выйдет: "Не умирай"... (с) Диана Коденко
Практически всё свободное время — а его немало по случаю долгожданных каникул — трачу на повторное изучение типологии Княжны: с головой зарываюсь в архивы и обсуждения, в многостраничные расшифровки семинаров, схемы-таблицы-фотографии... и радуюсь. Потому что «Кроме людей» — это совершенно волшебная подача материала, слишком яркая, чтобы сделать проект скучно-научным. От текста буквально не оторваться — боже мой, какие метафоры! мифологические образы! словечки и фразочки, мгновенно входящие в обиход, и и страшноватые анекдоты в качестве иллюстраций к особенностям описываемых типов, регулярно пересказываемые всем подвернувшимся под руку!.. Княжна пишет о бесконечно сложных вещах, по-новому освещая давно известное и тем самым выполняя исконные функции скорее искусства, нежели науки (...их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло, — Давид Самойлов). Побочно, в интерлюдиях, пишет о морали, нравственности, механизмах эмоций и псих-защит, а в основных постах — о Других. То есть о нас и о них, близких и любимых или случайных попутчиках в автобусе. И становится понятно, как же мало мы знаем, уверенно принимая за условную "норму" собственные привычки и реакции, искренне недоумевая — разве бывает иначе?.. Типология отвечает на этот вопрос — да, бывает, — и на следующие три, рассказывая, как именно бывает, почему и как с этим взаимодействовать. И если внимательно читать, заставляя себя верить написанному, как бы неправдоподобно оно не звучало (процитирую по памяти один из комментариев — метафоры Княжны воспринимаются именно метафорами снаружи, представители же каждого из типа видят в странных обозначениях нечто, в достаточной степени отражающее их мировосприятие изнутри), если учиться принимать Другого Другим и «не чинить несломанное», да, это сложно, очень сложно, но ведь стоит постараться, потому что тогда появится шанс действительно понять окружающих. И еще (и это заслуга неоднократно упомянутых метафор) — войти в мир, где по улицам ходят не надоевшие смертельно, сварливые и неприятные люди, а существа мифические, пугающе-прекрасные. Гарпии и Единороги, Владыки Иллюзий и Эльфы, Волки, Соколы, Тролли...
Наверное, только пару дней назад я наконец-то окончательно убедилась в собственной русалочности, причем окончательным доводом послужили мелочи, детали, случайно оброненные реплики в семинарах и обсуждениях. А, убедившись, осознала, что, несмотря на все сомнения, давно уже ассоциирую себя с Онденами. Всё-таки их недостатки, как и достоинства, насквозь мои, хотя не чувствую я как раз тех, что указаны как главные — наблюдательность и интуицию; странные дела творятся
С типированием знакомых всё еще сложнее, натыкаюсь на что-то я почти всегда случайно, а в половине случаев еще и не могу внятно аргументировать сходство, и всё-таки каждое узнавание — ощутимая радость: «Урра, заработало!». Но просто читать о типах, ни с чем не соотнося новые сведения, — тоже удивительное занятие, удивительное прежде всего тем, как велик оказывается эмоциональный резонанс; стоит подумать, например, о Тенях — и возникает мучительное чувство сострадания и беспомощности, когда больше всего хочется помочь, а именно это сделать невозможно. К Стальным Стражам уже заочно испытываешь уважение; Гэльвинами восхищаешься. И так со всеми, со всеми без исключения.
А потом незаметно эти чувства — почти всегда положительные — переносятся в жизнь. И, хочется думать, делают тех, кто знает об unhumans, человечнее. Ведь «Кроме людей» — по сути, незаменимый инструмент: в конце концов, знания каждого о других может основываться только на знаниях о самом себе и некотором жизненном опыте, а это — драгоценная возможность понять больше. (Больше — но ни в коем случае не "всё", потому что личность типом только определяется, но не ограничивается, и ни интеллект, ни доброта, ни честность не зависят от принадлежности к ши, оборотням или бестиям; деление на типы во многом условно, но функционально и оправданно.)
От знания — к неповторению чужих ошибок: Княжна наглядно показывает, чем отзовется пренебрежение к интересам ребенка или несоблюдение его личного пространства.
От знания — через понимание — к принятию. А есть ли хоть что-то ценнее и необходимей принятия?..
...что же касается недостатков типологии — они есть, глупо отрицать их отсуствие. Это логичное продолжение её же достоинств: имеющие кое-где место невнятность изложения и субъективность оценок; незаконченность проекта и сложность типирования. Но об этом я не буду. Мне хочется восхищаться и гордиться.
Тем более — есть чем. Ну правда, есть
Наверное, только пару дней назад я наконец-то окончательно убедилась в собственной русалочности, причем окончательным доводом послужили мелочи, детали, случайно оброненные реплики в семинарах и обсуждениях. А, убедившись, осознала, что, несмотря на все сомнения, давно уже ассоциирую себя с Онденами. Всё-таки их недостатки, как и достоинства, насквозь мои, хотя не чувствую я как раз тех, что указаны как главные — наблюдательность и интуицию; странные дела творятся

С типированием знакомых всё еще сложнее, натыкаюсь на что-то я почти всегда случайно, а в половине случаев еще и не могу внятно аргументировать сходство, и всё-таки каждое узнавание — ощутимая радость: «Урра, заработало!». Но просто читать о типах, ни с чем не соотнося новые сведения, — тоже удивительное занятие, удивительное прежде всего тем, как велик оказывается эмоциональный резонанс; стоит подумать, например, о Тенях — и возникает мучительное чувство сострадания и беспомощности, когда больше всего хочется помочь, а именно это сделать невозможно. К Стальным Стражам уже заочно испытываешь уважение; Гэльвинами восхищаешься. И так со всеми, со всеми без исключения.
А потом незаметно эти чувства — почти всегда положительные — переносятся в жизнь. И, хочется думать, делают тех, кто знает об unhumans, человечнее. Ведь «Кроме людей» — по сути, незаменимый инструмент: в конце концов, знания каждого о других может основываться только на знаниях о самом себе и некотором жизненном опыте, а это — драгоценная возможность понять больше. (Больше — но ни в коем случае не "всё", потому что личность типом только определяется, но не ограничивается, и ни интеллект, ни доброта, ни честность не зависят от принадлежности к ши, оборотням или бестиям; деление на типы во многом условно, но функционально и оправданно.)
От знания — к неповторению чужих ошибок: Княжна наглядно показывает, чем отзовется пренебрежение к интересам ребенка или несоблюдение его личного пространства.
От знания — через понимание — к принятию. А есть ли хоть что-то ценнее и необходимей принятия?..
...что же касается недостатков типологии — они есть, глупо отрицать их отсуствие. Это логичное продолжение её же достоинств: имеющие кое-где место невнятность изложения и субъективность оценок; незаконченность проекта и сложность типирования. Но об этом я не буду. Мне хочется восхищаться и гордиться.
Тем более — есть чем. Ну правда, есть
